AAAAA A A А x

Методическое занятие по подготовке подконтрольных субъектов топливно-энергетического комплекса к плановым проверкам. Разъяснение порядка проведения контрольных мероприятий, прав и обязанностей подконтрольных субъектов, должностных лиц Росгвардии, уполномоченных на проведение проверок, порядка обжалования их действий.

Настоящее методическое занятие по организации и осуществлению Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – объекты ТЭК) разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК»    

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458 дсп «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 993 дсп «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК»

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 418 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК»

В соответствии c пунктом 7, статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.

Федеральный государственный контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК. Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон).

Основные понятия, используемые на методическом занятии:

Государственный контроль – мероприятия, включающие в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса (далее – субъекта ТЭК), проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК».

Объекты ТЭК - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, которым в установленном порядке присвоена соответствующая категория опасности.

Субъекты ТЭК - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.

Должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности – руководитель субъекта ТЭК, иные должностные лица субъекта ТЭК, наделённые в установленном порядке полномочиями по организации обеспечения безопасности объектов ТЭК.

Должностное лицо, осуществляющее государственный контроль (надзор) – должностное лицо Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющее федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Необходимо отметить ряд положений данного Федерального закона:

1. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами ТЭК;

2. В соответствии со статьёй 7 - требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК;

3. В соответствии с частью 3 статьи 12 - соблюдение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК является обязанностью руководителей субъектов ТЭК;

4. В соответствии со статьёй 16 - финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов ТЭК осуществляется за счёт собственных средств субъектов ТЭК.

5. Права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК указаны в статье 12 Федерального закона.

Субъекты ТЭК имеют право:

- в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК;

- вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ТЭК, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов ТЭК;

- привлекать для обеспечения физической защиты объектов ТЭК подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов ТЭК. Субъекты ТЭК обязаны:

- незамедлительно информировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах ТЭК;

- выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов и антитеррористической защищенности объектов ТЭК;

- оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения; - осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов ТЭК, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

- обеспечивать готовность объектов ТЭК к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

Порядок осуществления мероприятий по федеральному государственному контролю за обеспечением безопасности объектов ТЭК регламентируются Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 1067 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил государственный контроль (надзор) осуществляется путём проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер. Согласно пункту 16 Правил, плановая проверка проводится на основании утверждённого ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания на проведение проверки, выдаваемого руководителем органа государственного контроля (надзора).

Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки (пункт 23 Правил). В соответствии с пунктом 4 Правил, проверка может проводиться только должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), который указан в предписании на проведение плановой проверки или распоряжении руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки. Продолжительность проведения проверки (пункт 5 Правил) не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора), осуществляющего плановую проверку, руководителем (лицом, его замещающим) органа государственного контроля (надзора) срок её проведения может быть продлён, но не более чем на 20 рабочих дней.

Обязанности должностного лица органа государственного контроля при проведении проверки (пункт 45 Правил).

Должностные лица органа государственного контроля при проведении проверки обязаны:

- проводить плановую проверку на основании утверждённого ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания на проведение проверки, выдаваемого руководителем органа государственного контроля (надзора), а внеплановую проверку - на основании распоряжения руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки;

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектов ТЭК требований обеспечения безопасности;

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов ТЭК, проверка которых проводится;

- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки, а в случае внеплановой проверки - копии распоряжения руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки и копий документов, послуживших назначению проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 настоящих Правил;

- не препятствовать уполномоченному представителю субъекта ТЭК присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять уполномоченному представителю субъекта ТЭК, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить уполномоченного представителя субъекта ТЭК с результатами проверки;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектом ТЭК в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящими Правилами; - пройти в 1-й день проверки предусмотренный субъектом топливно-энергетического комплекса инструктаж по соблюдению техники безопасности при нахождении на территории проверяемого объекта ТЭК;

- осуществлять запись о проведённой проверке в журнале учёта проверок при его наличии. Права, обязанности и ответственность субъекта ТЭК и уполномоченного представителя субъекта ТЭК при проведении государственного контроля (раздел XII Правил).

В соответствии с пунктом 61 Правил уполномоченный представитель субъекта ТЭК при проведении проверки имеет право:

- давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - получать от органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено настоящими Правилами;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также об отдельных действиях должностных лиц органа государственного контроля (надзора);

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлёкшие за собой нарушение прав субъекта топливно-энергетического комплекса при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении проверок субъект ТЭК обязан обеспечить присутствие уполномоченного представителя субъекта ТЭК (пункт 62 Правил). В соответствии с пунктом 63 Правил уполномоченный представитель субъекта ТЭК обязан:

- предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и участвующих в выездной проверке экспертов и представителей экспертных организаций на территорию, здания, строения, сооружения и помещения объекта ТЭК;

- провести в 1-й день проверки предусмотренный субъектом ТЭК инструктаж по соблюдению техники безопасности на территории объекта ТЭК с должностными лицами органа государственного контроля (надзора), осуществляющими проверку. Уполномоченный представитель субъекта ТЭК, допустивший нарушение настоящих Правил, необоснованно препятствующий проведению проверки, уклоняющийся от проведения проверки и (или) не исполняющий в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 64 Правил).

В соответствии с пунктом 65 в случае невозможности исполнения предписания об устранении выявленных нарушений по причинам, не зависящим от субъекта ТЭК, допустивший нарушения требований обеспечения безопасности субъект ТЭК вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться к руководителю (лицу, его замещающему) органа государственного контроля (надзора), выдавшему предписание об устранении выявленных нарушений, с мотивированным обращением о продлении срока исполнения предписания, которое подлежит рассмотрению в срок, предусмотренный пунктом 55 настоящих Правил.

В случае несогласия с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении выявленных нарушений, уполномоченный представитель субъекта ТЭК вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) возражения в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии (пункт 66 Правил). Необходимо отметить, что данные права и обязанности продублированы в Административном регламенте исполнения Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённом приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 418.

Субъекты ТЭК и их уполномоченные представители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), принятые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не даётся

1. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

2. В случае если в жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не даётся.

3. В случае если текст жалобы не поддаётся прочтению, ответ на неё не даётся, о чем в течение 7 дней со дня регистрации жалобы сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

4. При получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органа государственного контроля (надзора), а также членов его семьи,

5. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов, о чем обязано сообщить заявителю.

6. В случае если в жалобе гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (лицо, его замещающее) органа государственного контроля (надзора) вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направленные жалобы направлялись в один и тот же орган государственного контроля (надзора) и одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший жалобу.

7. В случае если ответ по существу жалобы не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

8. Если в жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

1. Основанием для начала административных процедур досудебного обжалования является несогласие субъекта ТЭК или его уполномоченного представителя с результатом исполнения государственной функции.

2. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Жалоба подаётся в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

4. Субъект ТЭК или его уполномоченный представитель в своём письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа государственного контроля (надзора), в который направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица органа государственного контроля (надзора), либо его должность, а также наименование субъекта ТЭК и (или) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) уполномоченного представителя субъекта ТЭК, почтовый адрес, на который должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов субъект ТЭК или его уполномоченный представитель прилагает к письменному обращению документы и материалы (либо их копии). 6. Обращение, поступившее в орган государственного контроля (надзора) или должностному лицу органа государственного контроля (надзора) в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В обращении в форме электронного документа субъект ТЭК или его уполномоченный представитель в обязательном порядке указывает наименование субъекта ТЭК и (или) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) уполномоченного представителя субъекта ТЭК, адрес электронной почты (если ответ должен быть направлен в форме электронного документа) и почтовый адрес (если ответ должен быть направлен в письменной форме), наименование органа государственного контроля (надзора), в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица органа государственного контроля (надзора), либо его должность, излагает суть предложения, заявления или жалобы.

8. Субъект ТЭК или его уполномоченный представитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

9. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к жалобе, решение принимается без учёта доводов, в подтверждение которых документы не представлены. Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы. Заявитель имеет право на получение по письменному запросу информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, а также информации о результатах рассмотрения жалобы в случае неполучения ответа в установленный срок.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Заявитель вправе обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц:

территориальных органов Росгвардии - в Росгвардию;

ГУЛРР иГК Росгвардии - директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации или его заместителю, курирующему деятельность ГУЛРРиГК Росгвардии.

Сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации в органе государственного контроля (надзора) и завершается датой письменного ответа гражданину. В случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации либо их должностным лицам срок рассмотрения жалобы может быть продлён не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего жалобу.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, осуществлённых в ходе исполнения государственной функции, и принятых решений.

По результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, осуществлённые в ходе исполнения государственной функции, и принятые решения руководитель (лицо, его замещающее) органа государственного контроля (надзора):  признает правомерными действия (бездействие) должностных лиц, осуществлённых в ходе исполнения государственной функции, и принятые решения.  признает действия (бездействие) должностных лиц, осуществлённых в ходе исполнения государственной функции, и принятые решения неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений. Результатом рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.

Если в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, осуществлённых в ходе исполнения государственной функции, и принятые решения жалоба признается обоснованной, то принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу органа государственного контроля (надзора), допустившему нарушения в ходе исполнения государственной функции, повлёкшие за собой жалобу субъекта ТЭК или его уполномоченного представителя.